Архитектурное бюро Megabudka разрабатывает проект развития центра Ульяновска и в понедельник представило варианты функционального зонирования территории. Основываясь на опросах горожан, специалисты поделились видением, где могут расположиться пространства для отдыха и активностей. Мэр Дмитрий Вавилин поднял вопрос о возможном захоронении Владимира Ленина — стоит ли предусмотреть под это место? Главный по туризму региона Денис Ильин и вовсе предложил отказаться от позиционирования Ульяновска с точки зрения родины вождя революции: «Ленин не продает».

Для Ульяновска разрабатывают концепцию комплексного развития центральной его части — от бульвара Пластова до Владимирского сада, а также от Спасской до Нового Венца. Проектом перезагрузки занимается архитектурное бюро Megabudka, которое входит в число лучших профильных компаний страны. Помощник губернатора по архитектуре и градостроительной деятельности Ольга Мельникова объяснила выбор московской компании тем, что у той есть опыт работы с позиционированием и созданием имиджа центральных частей городов. Это, например, проекты ярмарочной площади в Нижнем Новгороде, парковой территории Саратова.

В понедельник специалисты Megabudka встретились с жителями Ульяновска, активистами, экспертами и бизнесом, чтобы обсудить варианты функционального зонирования исторического центра города.

Архитектор Александр Капитонов (слева сверху) и урбанист Азат Усманов.

Генеральный директор гостиничного комплекса Radisson Ulyanovsk Алексей Стешин.

Николай Солодовников, председатель Ульяновского регионального отделения «Опоры России».

Генеральный директор рекламного агентства «Город ТВ» Максим Кучеренко и ресторатор Сергей Новиков.

Директор МАУ «Агентство городских инициатив» Алексей Гаев (в середине).

Московское бюро провело соцопрос среди жителей, сессии с предпринимателями, культурными деятелями и спортсменами. Территорию центральной части Ульяновска разделили на девять участков, жителей расспросили о ценностях и функционале каждой, попросили дать им оценку. Составили список, что хотели бы видеть люди на каждой территории.

У центра города есть три пути

Архитекторы выделили три ключевых типа зон: активная — с сервисами и событиями; рекреационная, где можно отдохнуть; «пустые» зоны. Их наложили на пространство центральной части города в соответствии с пожеланиями, которые высказывали жители во время соцопросов. На основании этого архитекторы предложили несколько вариантов зонирования.

Первый — организовать на Новом Венце прогулочный маршрут для активных жителей города. Разместить ресторан с видом на Волгу, летнюю террасу, сцену, живую музыку, открыть фестивальную зону. Территорию у мемориала перебивать нельзя, а вот на эспланаду можно перенести исторические объекты (памятники, ограды), выделив их поярче. Однако по поводу перезапуска Нового Венца есть сомнения — все-таки взгляд на территорию необычный.

Второй вариант — оставить бульвар зеленым, сделать здесь спокойный прогулочный маршрут для предпочитающих тишину: можно будет почитать книгу или сыграть в шахматы. Эспланада при этом превращается в зону активности с велосипедами, роликами и самокатами. Один из примыкающих скверов предложили оживить кафе с верандой и огоньками. Сквер Языковых можно будет оставить под ярмарки с пикниками, добавить функций для молодоженов.

Сквер за памятником Ленина, что напротив здания правительства, отдать под проведение игр для разного возраста. Рядом организовать скейт-парк и коворкинг. Авторы отмечают, что это спорный вариант, непростой в реализации и ломающий устои — на него надо решиться.

Есть и третий вариант, который соберет все плюсы: активности переедут к Краеведческому музею и лестнице — открытый кинотеатр, воркаут-зона, библиотека с буккроссингом, качели. В сквере Языковых появится детская зона. При этом остаются две свободные площади в стиле модернизма, соединенные эспланадой.

Ностальгировать по СССР или стремиться в новое время?

В качестве вариантов позиционирования центра Ульяновска архитекторы предложили четыре варианта. Первый — «Слои истории», когда территория становится музеем под открытым небом. «Город пережил череду трансформаций, когда сносили все, что до этого было построено. Поэтому хотелось бы учесть все культурные и социально-исторические ценности в сегодняшнем благоустройстве. Пока у нас есть площадь, посвященная Ленину и модернизму, и много слоев скрыты от глаз», — отмечают представители Megabudka.

Второй вариант — «Самовыражение жителей», создание открытого места для локальных инициатив и мероприятий. «Город очень активный, здесь много сообществ, которым интересно работать, приносить креатив», — говорят авторы исследования.

Третий вариант — «Ностальгия по СССР», который раскроет тему наследия Советского Союза. «Ульяновск — город красного туризма, и все вертится вокруг Ленина», — объясняют москвичи. И, наконец, четвертый — «Новое время», он аккумулирует все современные тенденции в проектировании общественных пространств.

Уходим от Ленина

Не зацикливаться на позиционировании Ульяновска как родины Владимира Ленина предложил директор Агентства по туризму Ульяновской области Денис Ильин.

— Мы плотно работает с федеральными туристическими операторами, и когда они ставят Ульяновск в продажу с точки зрения Ленина, он не продается. Мы сейчас заходим в агломерацию «Большая Волга», заключили соглашение о развитии Волжского пути. Ульяновск воспринимался бы лучше как город на Волге, центр Поволжья. Ленин — это китайская тема, но это лишь один сегмент. Внутренний туризм развивается активнее, и надо позиционироваться на жителей других городов. Исходя из того, что говорит бизнес, Ленина продавать трудно, — говорит Ильин.

Представитель бюро ответил, что цели концентрироваться на Ленине и не было. «Но красный маршрут есть — и мы с ним работаем», — отметил он.

Хороним Ленина

Глава Ульяновска Дмитрий Вавилин был рад открытой дискуссии и подчеркнул, что решение о развитии центра города не будет приниматься «в тиши чиновничьих кабинетов». С высказанными идеями, по его мнению, «нужно переспать не одну ночь», но и затягивать не следует — в сентябре начинает верстаться бюджет, и надо успеть. В год можно приводить в порядок по одной-две зоны.

— Нужно хорошо подумать. Все точки потребуют глубочайшей модернизации — например, под рестораны надо будет завести сети, канализацию. Мы понимаем, что разруха в период строительства будет полнейшая, поэтому надо подходить к планированию тщательнее. И я бы смотрел шире, замахнулся на самое большое. Например, если встанет вопрос с перезахоронением Ленина — должны ли мы предусмотреть под это резерв? — задумался Вавилин.

По словам мэра, в течение двух недель будут собраны все пожелания по зонированию, и разработка проекта продолжится.

Андрей Семёнов

Дарья Косаринова