Зарубежные спиртные напитки составляли ощутимую, но не основную долю российского рынка, говорят эксперты. Импорт из поддерживающих санкции стран по разным оценкам занимает от 30 до 40% от всей продукции, представленной на прилавках магазинов. Поэтому уход ряда иностранных компаний хоть и несколько озадачил ульяновских ретейлеров и рестораторов, но не сильно по ним ударил.

По оценкам экспертов, импорт алкогольной продукции существенно сократился после февральских событий, сообщает Коммерсант. О приостановке поставок продукции в Россию заявили такие крупные зарубежные компании, как Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson, Absolut, Ararat) и Diageo (Johnnie Walker, Captain Morgan, Baileys). Прекратили сотрудничество с российским бизнесом производители из Франции и Италии.

Поставщики в свою очередь заняты поиском альтернативы. По мнению экспертов, в ближайшие месяцы на рынке будет увеличена доля напитков из Южной Америки, Африки, Чили, Аргентины, Латинской Америки, Казахстана, Беларуси и Армении.

Покупатели не капризничают

Сотрудники одного из магазинов сети алкомаркетов, расположенного на севере Ульяновска, рассказали, что уже заметны перемены в ассортименте, доля импортных продуктов заметно снижается. Первыми с прилавков стали пропадать слабоалкогольные напитки.

Крепкий зарубежный алкоголь пока есть практически всех видов, но дело в том, что он плохо раскупается. «Раньше эти напитки хорошо брали, а сейчас большинство покупателей предпочитает более бюджетный отечественный крепкий алкоголь», — рассказал продавец магазина.

На прилавках стали появляться новые бренды. На рынок активно заходят хмельные напитки из Казахстана и Беларуси, которые пользуются спросом у покупателей. Люди, по словам продавцов, спокойно реагируют на смену ассортимента. Если они не видят привычного бренда, берут аналог другого производителя. Очень редко встречаются те, кто употребляет продукцию только конкретного бренда и готов колесить по городу в поисках именно этого товара.

Закупок импортного алкоголя впрок тоже не наблюдается. Многим, наоборот, интересно попробовать что-то новое. «Сейчас тенденция такова, что покупатели стараются прежде всего сэкономить. И даже если привычные марки есть в продаже, то все равно берут более бюджетный аналог», — пояснил сотрудник магазина.

В поисках альтернативы

Генеральный директор сети супермаркетов Елена Сорокина рассказала, что на прилавках супермаркетов ситуация значительно не изменилась. По прогнозам, запасов хватит примерно на три месяца.

Затем ассортимент начнет меняться. «В плане крепких напитков, нишу, скорее всего, займут производители из ближнего зарубежья: Армении и Азербайджана. Также сейчас активно работаем с крымскими брендами. Вероятно, сильно вырастет доля алкоголя из Латинской Америки. В общем, мы изучаем ситуацию, смотрим, что готов предложить рынок. Ведем переговоры с поставщиками, обсуждаем различные варианты. Не думаю, что возникнут сложности с какими-либо категориями напитков. Рынок лояльно воспринимает перемены. Сейчас большинство людей открыты для экспериментов, готовы пробовать новые вкусы», — рассказала Елена Сорокина.

Новый виток развития

Владелец барной компании и одного из ульяновских баров Владислав Панченко рассказал, что уход многих популярных брендов алкоголя — большая проблема его отрасли. В барных картах доля спиртных напитков, которые перестали поставлять в Россию, составляет в среднем от 40 до 80%. На то, что осталось, цены выросли в среднем на 20-40%.

Что касается грядущего дефицита, то это наиболее остро касается некоторых разновидностей крепкого спиртного из Шотландии и США. По мнению специалиста, у этих напитков нет доступных для российского рынка аналогов по качеству. В остальном проблема решаема, есть поставщики из лояльных стран и российские производители. «Рынок уже начал меняться, многие отечественные производители активизировались, стали присылать коммерческие предложения. Заметил, что на рынок выходит много новых российских бальзамов. В предыдущие годы их популярность угасала, сейчас, видимо, пошел обратный процесс», — рассказывает Владислав Панченко.

По мнению специалиста, в самой сложной ситуации окажутся заведения, специализирующиеся на чистом алкоголе, а вот бары с коктейльной картой, наоборот, могут оказаться в более выгодном положении, получив дополнительную мотивацию для создания новых вкусов и сочетаний в коктейлях, и, возможно, заведения смогут выйти на новый уровень.

Изменится схема закупок

Операционный директор группы компаний из ресторанной отрасли Александр Митраков рассказал, что ситуация с уходом ряда популярных брендов создает определенные сложности, но вполне решаема. «Нас она задевает в меньшей степени, с рынка уходят преимущественно «попсовые» напитки категории массмаркета, а у нас они занимают не более 5% от ассортимента. Сложнее придется заведениям, которые на них специализируются, и торговым сетям, где они продаются. Если у них ранее были отлаженные системы поставок и заключенные договора, то сейчас придется полностью менять матрицу закупок, искать аналоги», — объясняет Александр Митраков.

Потребуется время и на то, чтобы посетители привыкли к новым брендам. Напитки категории noname (неизвестные – авт.) сначала будут непонятны для гостей, которые привыкли к другим брендам. Непростая ситуация и с ценами. Некоторые позиции подорожали почти в два раза. Напитки из базового сегмента сейчас стоят как премиальные, а те, в свою очередь, как суперпремиум. Это заставляет владельцев заведений искать достойную альтернативу. Но со временем, по мнению эксперта, ситуация стабилизируется. Уход ряда импортных «спиртных» брендов не окажет серьезного влияния на ресторанную отрасль.

Фото: loon.site

Эвелина Роженцева