«Дело против Ивана Голунова — это дело против меня». В России и других странах четвертый день проходят пикеты в поддержку журналиста-расследователя, задержанного по подозрению в покушении на сбыт наркотиков. Одиночные акции прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Уфе, Нью-Йорке, Вашингтоне, Лондоне, Париже, Берлине, Тель-Авиве, Шанхае и других городах. Пикеты в центре Москвы, около здания городского управления МВД, не прекращались несколько ночей подряд. Коллеги уверены в невиновности журналиста и считают, что задержание Голунова связано с его расследованиями. Три ведущих деловых издания - «Ведомости», «Коммерсант» и РБК - выступили с совместным заявлением в связи с делом Голунова и вышли сегодня утром в единой стилистике «Я/Мы Иван Голунов». Портал 73online.ru не мог не присоединиться ко всем коллегам, которые поддерживают Ивана Голунова и требуют прозрачного разбирательства. В понедельник, 10 июня, корреспондент издания Дарья Косаринова вышла на одиночный пикет к зданию УМВД России по Ульяновской области.

Около 10 часов утра я вышла, держа в руках плакат "За свободу слова. За свободу Ивана Голунова!" к управлению МВД России по Ульяновской области на улице Карла Маркса. Минут через десять ко мне вышел сотрудник охраны с автоматом наперевес, узнать, что я здесь делаю, что у меня написано и сколько я намерена стоять. Стоит сказать, что он ко мне выходил еще раза три, внимательно вчитывался и спрашивал, кто же такой Голунов.

Через 20 минут подошли полицейские "постарше" - в погонах и фуражке. Долго читали. Как и полагается, сфотографировали.

Реакция прохожих была однозначная - никто не остался равнодушным. Проезжающие автомобили сигналили, опускали стекла и поднимали пальцы вверх. Кто-то на другой стороне свистел и выкрикивал: "Молодец! Свободу Голунову!". Люди постарше останавливались, и говорили: "Скорее бы с мальчика сняли обвинения, свободы слова в России нет, вас тоже посадят". Пенсионеры просили подержать плакат и сменить меня на посту. Все это трогает до глубины души.

Одиночный пикет - это когда человек проводит акцию один и рядом с ним нет других участвующих в акции людей. «Рядом с ним» — это не ближе 50 метров от места проведения пикета. Выполнение этого требования полиция проверяет с рулеткой. Без уведомления можно проводить пикеты только с простыми плакатами или другой агитацией, но без «быстровозводимых сборно-разборных конструкций». Использовать мегафоны или другую звуковую аппаратуру нельзя.

Только спустя 35 минут ко мне подошел полицейский и, наконец, попросил отойти от административного здания на 50 метров, иначе меня ждет крупный штраф. Признаться, соображали они долго, не могли понять, что же со мной делать. Очевидно, это связано с тем, что протестная активность в Ульяновске - нулевая, и когда кто-то из неравнодушных граждан все-таки протестует перед дверями стражей порядка, у них нет четких инструкций, что в таких случаях делать. Естественно, я отошла в сторону припаркованного автомобиля, свернув в трубочку свой плакатик, чтобы не нарваться на правонарушение. В окно я увидела, что двое сотрудников полиции с папкой (видимо, протокол все же составили) начали искать меня, охрана рукой махнула, в какую сторону я ушла. Закончилось все ничем.

Справка 73online.ru:

6 июня по подозрению в покушении на сбыт и производство наркотиков был задержан Иван Голунов. Журналист и автор громких расследований о подрядах мэрии Москвы, похоронной и квартирной мафии в столице отрицает обвинения и называет операцию полиции грубой провокацией. Сейчас Голунов находится под домашним арестом. Такую меру пресечения в субботу назначил судья Никулинского районного суда Михаил Максимов. Следствие настаивало на заключении под стражу. Слушания проходили на фоне акций протеста как непосредственно у здания суда в Москве, так и в других городах. Журналиста увезли из суда домой только в два часа ночи. Его адвокаты после этого сообщили, что с большой долей вероятности будут обжаловать решение суда. Перед судебным заседанием Голунов сказал, что все происходит «как в кино».

Иван Голунов в суде. Фото: Евгений Фельдман

Детали задержания Ивана Голунова, его допроса в отделении, характер обысков, действительно, вызывают вопросы. Ранее Ивана в больнице обследовали врачи, где диагностировали гематому затылочной области головы, ссадины на грудной клетке, ушибы 10 и 11 ребра и подозрение на сотрясение головного мозга и закрытую черепно-мозговую травму.

Эксперты химико-токсикологической лаборатории не выявили наркотики в биологических следах журналиста. Об этом в программе «Вести недели с Дмитрием Киселевым» заявил главный внештатный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн. «На сегодняшний день различными нашими методами и исследованиями химико-токсикологической лаборатории в биологических следах журналиста наркотики не были обнаружены», – сказал он.

Профсоюз журналистов и работников СМИ опубликовал открытое письмо, которое подписало уже более 3,5 тысяч человек. Это письмо будет направлено в ГУ МВД по Москве, Генеральную прокуратуру и Следственный комитет. В поддержку Голунова выступил целый ряд известных людей, в том числе Борис Гребенщиков, Владимир Познер, Тина Канделаки, Ксения Собчак, Юрий Шевчук, Данила Поперечный и другие. Освободить журналиста призвали представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир и посольство США в России.

О деле Ивана Голунова на открытии кинофестиваля «Кинотавр» говорил актёр Константин Хабенский. Он возглавляет жюри конкурса. «Сегодня пытаются закрыть одного неудобного журналиста, который пытается говорить правду», — сказал Хабенский, добавив, что если это получится, то похожая судьба грозит и «Кинотавру». Под аплодисменты зала актёр призвал всех «тоже быть вместе».

Рассмотреть дело Голунова в понедельник должна Общественная палата Москвы. Мэр столицы Сергей Собянин попросил проследить за ходом разбирательства главу столичного МВД Олега Баранова. Генсек Совета Европы Турбьёрн Ягланд призвал главу МВД Владимира Колокольцева разобраться в этой ситуации.

Дарья Косаринова

Фото: 73online.ru