17 марта — самый мистически неоднозначный концерт 63-го Международного музыкального фестиваля «Мир Эпоха Имена» в Ульяновске. Программа «Мастер и Маргарита» из двух произведений современного американского композитора испанского происхождения Оскара Наварро и саундтрека Игоря Корнелюка к телесериалу по мотивам великого булгаковского романа от Ульяновского государственного духового оркестра «Держава» и не только. «73online.ru» первым побывал за кулисами сразу после репетиции за несколько часов до выступления.

На сцене, кроме духового оркестра, хор имени Филяниной студентов и преподавателей Ульяновского государственного оркестра и известный российский скрипач Александр Тростянский. Художественный руководитель и главный дирижёр «Державы» Кирилл Ильин считает, что в новой программе есть миссионерство и интерес. Она не ради заработка и пиара: «Это — эксперимент, и он заводит». Наш портал также узнал, как по музыкальным инструментам распределить роли главных героев романа. И с какой мистикой столкнулся сам Ильин, работая над новой программой. А маэстро Тростянский, не ставший в этот вечер «скрипкой Дьявола», признался, что вообще до сих пор не очень представлял себе музыкальный ряд, иллюстрирующий «Мастера и Маргариту»:

— Если фантазировать на эту тему, роман Булгакова — не самое музыкальное произведение. Он как-то самодостаточен. У меня нет ощущения его музыкальности. Он рассказывается сам по себе без участия языка музыки. Что касается голоса скрипки, то он лучше всего подходит к той части «Мастера и Маргариты», которую принято называть роман в романе. Про Иешуа и Понтия Пилата. Или к финалу, когда Маргарита после долгой разлуки вновь встречается с Мастером. Там скрипочка гораздо больше к месту.

Автор исполняемой в программе «Державы» сюиты к сериалу Владимира Бортко Игорь Корнелюк в одном из интервью говорил, что, сочиняя музыку о противостоянии Бога и Дьявола, «чуть не поехал крышей». А духовник композитора, услышав результат, сказал: «Ты угодил обоим». Примерно та же история и у руководителя ульяновского духового оркестра.

— Иногда вечером приходишь после репетиции и не можешь успокоить свои эмоции, которые внутри тебя бурлят, — соглашается Ильин. — После финальной репетиции перед самим выступлением уснуть не мог. Задремал только в шесть утра. Это тяжёлый психологический процесс на самом деле. Просто до дрожи. Больше такого не испытаешь. Я верю и в Свет, и в Тьму, в существование Дьявола и Бога. Главная идея нашей новой программы — путь к Свету. Финальный номер концерта — «Семь труб Апокалипсиса» — музыка достаточно злая. Показаны все миры и все круги Ада. Вся нечисть там вылезает на первый план. Но кода этого концерта окрыляет, приводит к Мажору, Откровению и к Вере.

«73online.ru» предложил Кириллу распределить персонажей «Мастера и Маргариты по основным инструментам своего коллектива. Дирижёр с лёгкостью согласился.

— Любовная тема Маргариты — флейта. Всё, что связано с Воландом — ударные, тяжелый груз меди и хоровое уплотнение. Поздно пришла в голову мысль добавить к образу Сатаны скрипку Дьявола. За светлое начало отвечают деревянные духовые инструменты. Они же играют бал Сатаны плюс ксилофон, напоминающий звук перебрасываемых костей. Другие роли по инструментам нашего оркестра я бы распределил так: Мастер — валторна, обладающая глубоко философским тембром, или фагот. Сам Фагот или Коровьев — это ехидство кларнета или труба с сурдиной.

— Ваши «смежники» из драматического и киноцеха давно соревнуются друг с другом, рассказывая о мистике, происходящей с теми, кто берётся ставить Роман. Подтвердите или опровергнете на своём примере?

— Мистическим образом сериал Владимира Бортко мне удавалось посмотреть только поздно ночью. Перед сегодняшним выступлением я ещё раз решил освежить в памяти эту гениальную телеверсию романа Булгакова. Если включал его днём или вечером, моментально засыпал. А ночью во время просмотра не чувствовал никакой усталости, даже после тяжёлой репетиции. Вокруг темнота и абсолютная тишина — в этом и была определённая мистика.

Владислав Стасов