Громкое заявление политика, вызвавшее массу вопросов, появилось накануне в его телеграм-канале. Несмотря на однозначность заявления – расстрелять офицеров, отправивших мобилизованных на фронт без должной подготовки – экс-губернатору Ульяновской области очень скоро пришлось умерить свой пыл.

Сообщения о гибели пяти мобилизованных из Челябинска были опубликованы в федеральных СМИ накануне со ссылкой на пресс-релиз региональной администрации. При этом до сих пор ничего не известно о месте и обстоятельствах трагедии. Неведение не помешало ульяновскому депутату моментально назначить виновных и приговорить их к высшей мере наказания:

«Это говорит лишь о том, что некоторые офицеры не имеют морального права носить погоны. Изначально речь велась о том, что мобилизованных мужчин будут тщательно готовить, после чего отправят на освобождённые территории для их защиты, а не на передовую. После таких «ошибок» офицеров, отправивших погибших ребят на передовую, самих надо расстрелять. Когда же мы избавимся от этого русского «авось»? Как можно так поступать с человеческими жизнями?»,написал Морозов.

Ход мобилизации сегодня резко критикуют авторы т.н. Z-каналов и некоторые военкоры. Звучат даже призывы к отставкам в министерстве обороны РФ и мнения о вредительстве и даже заговоре в среде военкомов. При этом официальные политики предпочитают высказываться гораздо более сдержанно: да, проблемы есть, их нужно спокойно и системно решать. Но Сергею Морозову, по всей видимости, стало неуютно в умеренном крыле, и он решил пойти дальше самых бескомпромиссных критиков происходящего.

Правда, в течение нескольких часов ему пришлось существенно корректировать риторику. В интервью Газете.ру Морозов заявил, что имел в виду вовсе не расстрел и совсем не офицеров и ни разу не за отправку неподготовленных людей на фронт, а неких чиновников за то, что не помогают семьям мобилизованных. И речь не про расстрел, а про максимально жесткие наказания.

«Оценку этому посту пусть дает каждый. Мое же мнение, что так надо относиться, может быть жестко, к чиновникам, которые сейчас не видят того, что нужно помогать людям, которые мобилизованы, и членам их семей. А не про офицеров, что их нужно расстреливать, чушь какая-то. Я сказал о том, что прочитал в интернете такой пост. И сказал о том, что к чиновникам нужно жестко относиться, а не к офицерам», — цитирует издание ответ Морозова. В общем, дело плохо, и поэтому надо кого-то срочно расстрелять.

После таких объяснений Морозову впору прикреплять к каждому своему посту дисклеймер типа: «Не верь всему, что читаешь, обращайся за дополнительным комментарием» или «Мнение автора текста не всегда совпадает с автором канала».

Ирония иронией, а многим людям сегодня не до шуток. Кто-то на фронте, кто-то только собирается туда, кто-то уже проводил или провожает. Нервы натянуты до предела, и государственная система зачастую делает все для того, чтобы они поскорее лопнули. В такой ситуации ответственным политикам (и вообще политикам) необходимо тщательно взвешивать каждое свое слово. Нужна ли критика? Конечно! Но только не такая, после которой появляется мысль взять в руки оружие и пойти убивать людей, которых без суда и следствия назначили виноватыми. В большинстве случаев лучше молчать, чем призывать к расстрелам сограждан. Но уж если невмоготу и сильно хочется высказаться, каждый, кто делает агрессивно-популистские заявления ради народной любви и политического влияния, должен быть готов как минимум к пристрастной проверке своих слов на экстремизм.

Андрей Арсентьев