Ульяновская область планирует развивать успешный опыт организации прямого контейнерного поезда из Китая и в дальнейшем стать центром перевозки грузов из Поднебесной для регионов ПФО, разгрузив московское направление. Предполагается, что в дальнейшем основной терминал будет построен на территории портовой особой экономической зоны «Ульяновск», и главным инвестором станет ОАО «РЖД», пишет «Коммерсантъ».

Во вторник, 9 августа, поздно вечером в Ульяновск прибыл третий прямой контейнерный поезд из китайской провинции Сычуань, доставивший в 50 вагонах-контейнерах продукцию китайских предприятий по заказам предприятий Ульяновской области и соседних регионов, среди грузов как товары ширпотреба, так и станки и оборудование.

По словам гендиректора ПОЭЗ «Ульяновск» Олега Барабанова, станция «Ульяновск-3» может принимать не более восьми контейнерных поездов в месяц, региону же требуется «в разы больше, в перспективе до 40-50 поездов в месяц». Поэтому сейчас совместно с АО «РЖД» прорабатывается вариант прокладывания железнодорожной ветки от станции «Чердаклы» до ПОЭЗ (около 8 км по прямой) и строительства на территории ПОЭЗ ж/д терминала.

В принципе, к ПОЭЗ (и аэропорту Ульяновск-Восточный) уже подходит железнодорожная ветка от станции «Верхняя терраса» Ульяновска (20 км). Однако она сейчас является частной (собственность АО «Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта», ППЖТ), что, по словам господина Барабанова, ведет к дополнительным платежам по достаточно высоким тарифам ППЖТ, дополнительным потерям времени (сейчас даже топливо для самолетов выгоднее завозить автотранспортом), и «посредник в виде ППЖТ уже никак не укладывается в экономику проекта».

По информации «Ъ-Волга», сейчас создается рабочая группа с АО «РЖД», чтобы провести транспортно-логистический аудит, и когда маршрут контейнерного прямого поезда из Китая выйдет на необходимые для РЖД показатели, будет принято решение о строительстве железнодорожной ветки по концессионному соглашению. По мнению Олега Барабанова, такое решение будет принято уже до конца года. Не исключено, что в концессионное соглашение может войти и строительство терминала на территории ПОЭЗ. Впрочем, руководство ПОЭЗ полагает, что и найти инвестора на строительство терминала также будет возможно. Между тем необходимые склады на территории ПОЭЗ уже имеются — это и склад компании «Т1», и строящиеся сейчас на территории ПОЭЗ четыре корпуса новых производственно-складских помещений общей площадью 30 тыс. кв. метров.

Господин Барабанов считает, что с появлением железнодорожной ветки РЖД и строительством терминала логистические преимущества ПОЭЗ повысят и инвестпривлекательность зоны. Кроме того, по его словам, если сохранится статус аэропорта Ульяновск-Восточный, то это приведет и к дальнейшему развитию проекта мультимодальных перевозок (автомобильные, железнодорожные, авиационные), что в свою очередь даст импульс к дальнейшему развитию аэропорта. В дальнейшем к проекту мультимодальных перевозок может добавиться и речной транспорт (ПОЭЗ продолжает реализацию проекта присоединения к ней территории 30 га бывшей базы мостоотряда и причальной стенки на левом берегу Волги (в непосредственной близости от железнодорожной ветки). В свою очередь режим свободной таможенной зоны, действующий на территории ПОЭЗ, окажет свое положительное влияние на развитие получателей грузов — резидентов особой экономической зоны.

Еще в 2019 году губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на ПМЭФ заявил о намерении создать на базе ПОЭЗ Ульяновск «крупнейший транспортно-логистический мультимодальный комплекс для перевалки международных грузов» и предлагал наделить ПОЭЗ статусом зоны свободной торговли.

Фото на главной: Корпорация развития Ульяновской области

Марина Иванникова