Европейский суд по правам человека присудил больше 25 тысяч евро жительнице Ульяновска Валерии Володиной (сейчас девушка взяла себе новое имя). Ей пришлось покинуть страну из-за преследования бывшего молодого человека Рашада и бездействия полиции. Это первое решение ЕСПЧ о домашнем насилии в России. Оно опубликовано на официальном сайте суда.

73online.ru стало известно, что Страсбургский суд постановил: российские власти нарушили в отношении заявительницы статью 3 Европейской конвенции по защите прав и свобод человека, запрещающую бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, а также статью 14, запрещающую дискриминацию. ЕСПЧ назначил Володиной 20 тысяч евро компенсации морального вреда и 5 тысяч 875 евро за судебные издержки.

73online.ru подробно рассказывал историю Валерии осенью прошлого года. С 2016 года девушке приходилось скрываться от бывшего молодого человека, который несколько раз нападал на нее, избивал, угрожал и однажды повредил тормоза ее автомобиля.

Валерия рассказывала журналистам, что устала жить в постоянном страхе. Рашад регулярно ее избивал - после одного из таких инцидентов девушка потеряла ребенка. Она боялась и после расставания: утверждала, что мужчина преследует ее и угрожает расправой. Сбежать девушке не удалось - тиран нашел ее и в Москве, избивал ее и брата, угрожал родственникам.

Так эта история выглядела в версии Валерии. Рашад, в свою очередь, отрицал любые обвинения и заверял, что бывшая возлюбленная шантажирует его в надежде получить деньги.

В 2018 году мужчина снова напал на Володину и вырвал у нее сумку с телефонами, паспортом и ключами от квартиры. Против него также возбудили дело о нарушении неприкосновенности частной жизни (часть 1 статьи 137 УК): Рашад публиковал в Интернете интимные фотографии женщины с ее взломанной личной страницы.

Находясь в Москве, Валерия обратилась за юридической помощью в фонд "Правовая инициатива по России"*. Фонд обжаловал бездействие полиции, но получил судебное решение, что отказ в возбуждении уголовного дела был законным. Тогда юристы обратились в Европейский суд по правам человека, который задал Правительству РФ вопросы об эффективности российского законодательства для решения проблемы домашнего насилия. Процедура коммуникации жалобы завершилась.

Осенью 2018 года директор фонда Ольга Гнездилова комментировала 73online.ru, что полиция никак не помогала Валерии не потому, что Рашад действительно мог оказать некое давление, а просто потому, что не знает, как это делать:

- В России полиция не обучена и не хочет заниматься делами о домашнем насилии, потому что по закону жертва может забрать заявление. Тогда работа полицейского, получается, прошла впустую. А жертва часто забирает заявление под угрозами преследователя, потому что, опять же по закону, ей не обязаны предоставлять защиту. Во многих странах мира эту проблему понимают и специально занимаются защитой потерпевшей.

Сегодня федеральные СМИ сообщают, что через полгода после нападения Следственный комитет отказался избрать для экс-бойфренда пострадавшей меру пресечения в виде запрета определенных действий. В результате, по сообщениям правозащитников, Володиной пришлось покинуть страну.

* Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива" включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Дарья Косаринова