Всю войну, да и всю свою ульяновскую жизнь Алька Радыльчук, Альберт Васильевич, прожил в доме на Тухачевского, 38. Дом, построенный до войны, внушал жильцам особую гордость – в нём было четыре этажа! «Ульяновск же был райцентром, в Куйбышевской области, тут выше трёх этажей, я слышал, не позволялось строить по статусу, - объяснял Альберт Васильевич. - Ну, мы же училище связи, уникальное в своём роде! Могли себе позволить исключение. И ещё – завод Володарского, союзного подчинения: те, вообще, отгрохали пять этажей!».

Да, начало Великой Отечественной войны Ульяновск застал в статусе районного города, центра Ульяновского района Куйбышевской области. К 1928 году советская власть «победила» и упразднила губернии – среди них и Ульяновскую, а в 1930 году ликвидировала и собственный административно-территориальный эксперимент – обширный Ульяновский округ в составе Средне-Волжского края площадью 23 130 квадратных километров, объединявший 15 районов.

Утрата статуса центра крупного административно-территориального образования самым плачевным образом сказывалась на инфраструктуре Ульяновска: общественный транспорт отсутствовал, дороги – тоже. По улице Радищева танки своим ходом гоняли из танкового училища на полигон в Поливно. На пересечении с Тухачевского (тогда улица называлась Новой линией) гусеничные машины проворачивали, отчего в земле образовалась глубокая впадина, внушительная непросыхающая лужа. На всю жизнь запомнились Альке и многокилометровые пешие «марш-броски» от дома до железнодорожного вокзала, обязательно с тяжёлыми чемоданами и баулами: «Советский человек не путешествовал налегке: «туда» везли гостинцы, «обратно» – дефицит. И то, что Ульяновск стал областным центром, было, конечно, явлением положительным».

Указ об образовании Ульяновской области, 1943 год

Указ президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1943 года об образовании Ульяновской области часто увязывают со стремительным усилением экономического потенциала и промышленным развитием Ульяновска, вызванными войной. Отчасти это верно, ведь планы образования Ульяновской области возникли ещё до войны. Укрупнение регионов объяснилось в первую очередь экономической целесообразностью, сокращением расходов на аппарат, дефицитом квалифицированных кадров, особо ощутимым после репрессий 1930-х годов. Но война потребовала эффективного управления как на фронте, так и в тылу, более гибких, соответственно, более мелких структур. Всего за годы Великой Отечественной войны, в период 1943-1944 годов, в СССР было образовано 13 новых областей. В этом ряду Ульяновская область была самой первой – а это значит, наш опыт учитывался и применялся.

В состав Ульяновской области вошло 26 районов, выделенных из Куйбышевской и Пензенской областей: 24 - от Куйбышева, современной Самары, и два, Николаевский и упразднённый Барановский, - от Пензы.

Руководству вновь образованной области, а именно - Ульяновскому областному исполнительному комитету депутатов трудящихся, или облисполкому, передавались 34 235 квадратных километров территории с общим количеством населения 1097,8 тысяч человек. Надо сказать, что Ульяновская область сильно «сдала» по сравнению с бывшей Симбирской губернией, в которой по состоянию на 1913 год на территории 49 406 кв. км в 3733 населённых пунктах проживало 2089,2 тыс. человек.

Карта Ульяновской области

В Ульяновскую область вошло два города, 10 рабочих посёлков, 2424 населённых пункта и 513 сельсоветов, сотни заводов и артелей, 33 совхоза, 68 МТС и 1151 колхоз, дороги и леса, жилой фонд и магазины, больницы и школы… Сюда можно добавить два постоянных театра на 1602 места, 115 киноустановок, из которых только 45 находились в рабочем состоянии, и три бани единовременной вместимостью 396 раздевальных мест.

Первым председателем Ульяновского облисполкома стал 39-летний Кузьма Венедиктович Киселёв. В системе власти, сложившейся в Советском Союзе, исключительная роль в управлении всеми делами государства принадлежала Коммунистической партии, и, говоря о власти в регионе, мы, как правило, вспоминаем первого секретаря обкома ВКП(б)-КПСС – таковым в 1943 году был 35-летний Иван Николаевич Терентьев, назначенный в Ульяновск из города Уссурийска (ныне прославленного личностью Виталия Наливкина, председателя Уссурийского исполнительного комитета). Но у Кузьмы Киселёва был больший опыт, авторитет, связи и кругозор, и вместе с Терентьевым они составили слаженную спайку, решая в непростых условиях ещё более сложные задачи.

Иван Терентьев, первый секретарь Ульяновского обкома КПСС

Кузьма Киселёв – первый ульяновский руководитель, имевший учёную степень – кандидата медицинских наук. В 1938-1940 годах Киселёв был председателем Совета народных комиссаров Белорусской ССР. Сняли его с треском, после фельетона в газете «Правда», где белорусский руководитель обвинялся в неправильном расходе бюджетных средств, которые были направлены на создание на реке Свислочь искусственного водоёма – Комсомольского озера, с целью предотвращения паводков и снабжения Минска питьевой водой. Впрочем, в ситуации разобрались, Киселёва перевели на руководящие медицинские должности в Москву, а Комсомольское озеро решили торжественно открыть – 22 июня 1941 года…

Жаль, в Ульяновске Кузьма Венедиктович работал не очень долго. Когда в сентябре 1943 года Красная армия начала освобождение Белоруссии от фашистов, он был назначен первым заместителем председателя Совета народных комиссаров Белорусской ССР. Вскоре Кузьма Киселёв стал наркомом, министром иностранных дел Белорусской ССР, получив высший дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла СССР. 26 июня 1945 года Кузьма Киселёв стал одним из членов-сооснователей Организации Объединённых Наций: его подпись стоит под Уставом ООН.

Кузьма Киселёв, первый председатель Ульяновского облисполкома

День 19 января 1943 года прошёл в Ульяновске совершенно буднично. Об образовании Ульяновской области знали только очень немногие. Иван Терентьев, первый секретарь обкома, выехал в Ульяновск из Москвы только 21 января. 2 февраля 1943 года – в знаменательный день окончания Сталинградской битвы – провёл своё первое заседание Ульяновский облисполком. Под его размещение было решено выделить здание бывшего автодорожного техникума на улице Энгельса, ныне известное как старый корпус УлГТУ. Но незадача – здание продолжали занимать структуры эвакуированного в Ульяновск осенью 1941 года Наркомата Военно-морского флота СССР. Протокол фиксировал, что «освобождение здания идёт медленно». Последовала жалоба в Совет народных комиссаров СССР, и уже 9 февраля в Ульяновск, Наркомату ВМФ пришло категоричное предписание очистить здание к 18 февраля 1943 года.

Именно 18 февраля 1943 года увидел свет первый номер областной газеты «Ульяновская правда», в которой был обнародован указ от 19 января 1943 года об образовании Ульяновской области, а 15 марта заговорило областное радио. Наконец, 26 марта 1943 года были утверждены «штаты областных организаций по Ульяновской области, состоящих на местном бюджете, в количестве 452 единиц с месячным фондом заработной платы 246 945 рублей».

Первый номер «Ульяновской правды», 18 февраля 1943 года

Ночь на 19 января 1943 года в Ульяновске была ясной и морозной – 22-24 градуса ниже нуля. Дул небольшой юго-западный ветер, скоростью 2-5 метров в секунду. Днём в небе над городом стояли высокослоистые облака. Осадков не было, видимость составляла 10-20 километров. Ветер слегка усилился, до 3-7 метров в секунду, а вот воздух незначительно потеплел, до 18-20 градусов мороза.

19 января 1943 года в Ульяновском театре шёл спектакль «Нашествие» по пьесе известного советского писателя Леонида Леонова. Он написал её летом 1942 года, и она мгновенно стала знаменитой, даже далеко за пределами СССР.

В тот же день ульяновский кинотеатр «Пионер» демонстрировал снятый в 1941 году Киевской киностудией художественный кинофильм «Богдан Хмельницкий». Кстати, события в этой исторической костюмированной киноленте происходят в 1648 году – в год основания Симбирска-Ульяновска. В кинотеатре «Художественном» демонстрировался снятый в 1942 году в Ташкенте «Боевой киносборник» №11, художественная кинолента, объединявшая в себе четыре сюжета, изображавших жестоких и карикатурных немцев и героизм советских партизан.

Кино внушало оптимизм. Его добавляли и сводки с фронтов. Накануне подписания указа об образовании Ульяновской области, 18 января 1943 года, советские войска освободили город Шлиссельбург и прорвали блокаду Ленинграда. Через образовавшийся коридор оказалось возможным построить железнодорожную ветку и наладить снабжение многострадального населения продуктами, а стойких защитников – боеприпасами.

Ещё один примечательный факт: 19 февраля 1943 года исполком Барановского района Ульяновской области возбудил перед Ульяновским облисполкомом ходатайство «по вопросу присоединения города Сызрани и Сызранского района Куйбышевской области к Ульяновской области». Предложение мотивировалось тем, что из Сызрани производится снабжение Барановского района горючим, товарами и продуктами, более того – «почтово-телеграфная связь района с облисполкомом осуществляется исключительно через город Сызрань». Увы, у барановцев и ульяновцев с Сызранью «не выгорело», хотя этот город входил в состав Симбирской губернии…

Так должен был выглядеть областной Ульяновск согласно генплану 1946 года

8 июня 1943 года Ульяновский горисполком утвердил план благоустроительных работ, предполагавший реконструкцию бульвара Новый Венец, устройство фуникулёра от городской пристани, пуск трамвая и, наконец, восстановление городских башенных часов, для которых над корпусом бывшего Гостиного двора, на месте нынешнего ЦУМа, предполагалось возвести грандиозную башню, украшенную фигурами советских воинов-победителей. Трамвай пустили в 1954-м, часы восстановили в 1974-м – но важен задел, начало которому положило образование Ульяновской области в самом начале военного 1943 года.

Нереализованная башня ульяновских городских часов, 1943 год

Иван Сивопляс