Юлия Узрютова — известный в Ульяновске журналист и художница. Она ведет историко-краеведческий проект «Годы и люди», пишет акварели, иллюстрирует книги, участвует в выставках. Ее творчество тесно связано с Ульяновском: город глазами Юли — воздушный и вдохновляющий. В интервью 73online.ru она рассказала, как родились «Последние динозавры эпохи», об участии в выставке в известнейшем музее «Эрарта» и своих местах силы.

— Юля, расскажи как ты, журналистка, пришла к тому, чтобы стать художницей? Что это для тебя — хобби, дело души, работа?

— Для меня рисование – настолько привычное занятие и всегда было естественным состоянием, что я даже не знаю, какое определение тут дать. Видимо, дело души, как и все, чем я занимаюсь: работаю журналистом в федеральном Агентстве социальной информации, веду проект «Годы и люди». Приятный бонус — то, что рисование тоже постепенно перешло в мою работу.

— Почему именно акварель?

— Акварель постоянно была у меня дома, сначала еще старая, советская — мамина. В детстве я обожала рассматривать все эти коробочки, что-то зарисовывать. Потом, спустя время, я поняла, что меня это затягивает, стала рисовать постоянно. Люди начали спрашивать, не продаю ли я картины. Стала заниматься этим серьезнее, учиться — не только рисованию как таковому. Изучала теорию искусства, разрабатывала свои проекты.

В 2020 году прошла отбор на обучение в Школе нового искусства — это межрегиональный просветительский проект в области современных художественных практик. Его организаторы — Музей нонконформистcкого искусства (Санкт-Петербург) и независимый образовательный проект «Пайдейя». Меня пригласили на бесплатное обучение в группе художников, кураторов и исследователей, посвященное городу, паблик-арту, искусству в общественных пространствах.

Параллельно я продолжаю работать журналистом, занимаюсь переводами. Но рисование постепенно занимает все больше и больше времени. Ко мне обращаются компании, чтобы сделать иллюстрации для их продукции, открыток, календарей. Пишут и звонят люди, которые хотят приобрести себе мою работу, принты или открытки.

— Расскажи о твоем проекте «Последние динозавры эпохи». С чего все началось?

— Он посвящен архитектуре последних лет СССР и, в частности, Новому городу — микрорайону авиастроителей в Ульяновске. Это одна из последних масштабных жилищных строек советского времени. Я застала период активного строительства, можно сказать, выросла под звуки свай. «Динозаврами» я как бы возвращаю визуально тот Новый город, в котором выросла.

Идея родилась во время одной из прогулок в Новом городе перед дождем. В глаза бросился контраст темного, серо-синего неба и советских светлых зданий — это было похоже на старые черно-белые снимки. Я решила изобразить это на бумаге — «восстановить» старые фотографии и здания с помощью акварели. Так как здания уже изменились, обросли рекламой, облицовкой и пристроями, я обратилась к старым фото, газетным вывескам, воспоминаниям и собственной памяти.

Здесь есть интересный момент: если фотографий «признанных» достопримечательностей Симбирска-Ульяновска разных периодов сохранилось достаточно, то снимков бытовых объектов Нового города в их первоначальном виде не так много.

— Как ты вышла из положения?

— Я искала старые фото района в книгах и газетах, чтобы «восстановить» облик зданий вплоть до деталей. Например, вывесок. Еще недавно на Доме связи были видны надписи «Телеграф», «Почта». Теперь же они завешены рекламой, их пришлось восстанавливать по кусочкам – из разных старых фотографий.

Люди, которые видели мои работы, стали делиться своими воспоминаниями о Новом городе. Я делаю фотофиксацию мест в формате «было-стало», наношу эти точки на онлайн-карту сервиса Google Earth, добавляю воспоминания, связанные с этими местами. Получается виртуальное путешествие в другую эпоху, скрытую под пластами более позднего времени (черновик проекта можно посмотреть по ссылке, загрузка может занимать 15-20 секунд, для навигации используйте список объектов слева и стрелки вперед/назад).

— Какие открытия принес тебе этот проект?

— Я получаю отзывы о проекте из разных городов и все больше осознаю, что наш Новый город — это постсоветское пространство в миниатюре. Здесь многие узнают свои города, которые переживают те же изменения или же застывают в своей эпохе, напоминая нам о детстве, юности и просто о прошлом. Оно у каждого свое и одновременно общее.

Бывают изумительные совпадения, которые вдохновляют и удивляют. Например, в воспоминаниях один из подписчиков группы «Нарисованный Ульяновск. Городской дневник» поделился, что помнит даже особенный запах в магазине «Антей». Подумалось: «Я же тоже его помню!». Или черточки на гранитном полу — я тоже всегда на них обращала внимание!

— Сколько сейчас работ в «Последних динозаврах эпохи»?

— На данный момент готово более 20. Сейчас я расширяю проект и включаю в него другие районы Ульяновска, ведь советской архитектуры в нашем городе очень много. Уже готовы работы с Домом быта, кинотеатром «Рассвет» и Центральным универмагом. Если вы хотите поделиться своими воспоминаниями, связанными с различными местами советского периода, пишите в группу «Нарисованный Ульяновск. Городской дневник».

Кстати, у меня теперь есть и новый телеграм-канал, мои проекты, иллюстрации и интересные истории, связанные с ними, можно будет смотреть и здесь.

— Твоя работа выставлялась в одном из самых знаменитых музеев современного искусства в России — питерском «Эрарта». Как это произошло?

— Да, в выставке «Голос городов» в музее «Эрарта» участвовала как раз акварельная работа из проекта «Последние динозавры эпохи». Экспозиция работала в октябре-ноябре этого года. В ней участвовали авторы из разных регионов России. Победители конкурса прошли отбор: организаторы отсмотрели более 1 600 работ в разных техниках.

Моя работа называется «В школу» — это флешбэк из детства, фрагмент моих воспоминаний о дороге в школу через стадион. На картине она на заднем плане, я иду туда с мамой. А в центре — бывшие теплицы, такие раньше стояли около многих школ. Сейчас осталась только одна теплица, в ней спортивное учреждение, а остальные снесли — теперь там парковка. Тогда стадион еще не был огорожен, и мы ходили через него, чтобы сократить путь. Сейчас здесь ФОК «Орион». Все изменилось, но в памяти осталась та дорога в школу.

— Что ты сегодня считаешь своим самым большим творческим достижением?

— Градировать в творческой сфере сложно. Для меня все важно: и первая персональная выставка, прошедшая в Музее-заповеднике «Родина Ленина» в 2017 году, и то, что я прошла отбор на обучение в Школе нового искусства. И каждая кого-то радующая открытка, каждый отзыв о моих работах.

В прошлом году – это огромная работа по одной из моих любимых книг Ивана Гончарова «Фрегат «Паллада», для которой я подготовила 50 иллюстраций. Книгу тиражом 2000 экземпляров на русском и английском языках издал Российский фонд культуры совместно с Централизованной библиотечной системой Ульяновска.

А сейчас я готовлюсь еще к одной выставке — тоже в Санкт-Петербурге. Моя серия фотографий «7 километров над водой» вышла в финал всероссийского конкурса «Все будет хорошо!», который организовал Музей современного искусства «АРТМУЗА». Мне откликнулась задача конкурса: мы живем в потоке негативного информационного поля, а участникам конкурса предложили прислать работы и истории, которые подтверждают, что все будет хорошо.

Я рассказала историю о том, как мама в молодости переходила Волгу по льду, чтобы добраться до дома. О том, как она с легкостью относится к бытовым сложностям, как это мне помогает меньше ныть и переживать. Сопроводила это фотографиями зимней Волги, и теперь серия «7 километров над водой» будет участвовать в финальной выставке конкурса.

— Ты автор красивой сувенирной продукции — постеров, открыток, предоставляла рисунки для шелкографии. Насколько сейчас популярны такие сувениры?

— Платки с видами Ульяновска изготовили девушки-участницы проекта «Властелины колес» с использованием иллюстраций ульяновских художников. Моя акварельная иллюстрация с трамваем и Домом Гончарова с падающим снегом очень подошла для этого проекта. Думаю, в будущем другие мои работы можно использовать для принтов на ткани.

Открытки пользуются большой популярностью, особенно, сейчас, перед Новым годом, тем более у меня есть зимняя серия. Постеры — это отдельное направление, людям нравится, что можно заказать любую мою картину или иллюстрацию в нужном формате и дизайне.

Сейчас занимаюсь разработкой чехлов для смартфонов с моими иллюстрациями, у меня давно об этом спрашивают. Все более частыми становятся просьбы нарисовать здание, в котором располагается та или иная компания, или собственный дом. Я очень люблю рисовать такие «портреты» домов. При этом частый запрос сегодня — на иллюстрации от руки. Именно они в мире цифровой информации помогают добавить эмоций.

— Расскажи о твоих местах силы.

— У меня их два: это село Старый Белый Яр и улица Карла Либкнехта. Из Белого Яра родом мой папа, там я провела все детство, и сейчас бываю очень часто. Сосновый лес с просеками и межевыми столбами, берег с чайками и обрывом, разваливающаяся пристань, которая уже стала моей личной болью. Родители мне рассказывали, сколько людей сюда приплывали на метеорах и омиках, какой топот на всю деревню стоял, когда пассажиры шли по пристани. А у меня остался некий флешбэк — я совсем маленькая сижу в воде на Волге и чувствую, что волна усиливается: значит, что-то плывет.

Еще я все время вспоминаю рассказы о том, какие здесь были острова с ежевикой до затопления земель для строительства Куйбышевского водохранилища. Деду тогда пришлось дом переносить, у него еще была пасека – поставили дом на последнем ряду села. Теперь сзади появились еще дома. Все время думаю, что же пережили люди, которым пришлось вот так сорваться с места и все менять. Здесь я люблю бывать на пленэрах и просто накапливаю впечатления для новых работ.

А на улице Карла Либкнехта я провела ранее детство, здесь мы играли, гуляли. До сих пор, прогуливаясь по центру, стараюсь обязательно зайти в свой бывший двор, осторожно заглянуть в окна нашей бывшей квартиры, покататься на качелях и убедиться, что еще растет розовая мальва, из которой мы в детстве делали куклам юбки. И, конечно, послушать в обед звуки накрываемого стола и звон посуды.

Вообще, я люблю старые улицы Симбирска-Ульяновска — стараюсь гулять именно там. К сожалению, старые дома у нас сносятся. Даже за время моего проекта «Истории старого города» — в течение последних нескольких лет — привычный вид улиц изменился, остается только фиксировать изменения в худшую сторону и смотреть на старые фото и на то, что успела зарисовать.

Кстати, более 30 моих акварельных скетчей с видами города размещены на карте в популярном туристическом сервисе IZI.TRAVEL. Здесь можно прогуляться по предложенному маршруту, узнавать в скетчах знакомые здания и рассматривать детали фасадов. Экскурсия проходит по улицам 12 Сентября, Ленина, Гончарова, Федерации, Радищева. В дальнейшем маршрут будет дополняться.

А еще много мест мне запоминаются во время путешествий. По возможности устраиваю пленэры в других городах и странах, так впечатления сохраняются по-особому: в скетчбуках и на картинах. Такими местами для меня стали берег Атлантического океана, Монблан, фьорды Норвегии, городки Италии и Испании и многие другие.

— Ты ведешь историко-краеведческий проект «Годы и люди»: расскажи, как в него пришла, что было самым интересным, увлекательным?

— В проект я пришла четыре года назад. Тогда стояла задача разработать его новую структуру, чтобы стало удобнее читать и смотреть тысячи материалов из архива Геннадия Демочкина. Мы разработали новый сайт проекта, теперь здесь есть отдельный фотоархив, где можно посмотреть фото по темам или годам, есть раздел, посвященным людям Симбирска-Ульяновска, главным событиям и известным местам региона.

Главная фишка проекта в том, что им можно пользоваться как календарем — выбирать определенные годы и дни и смотреть, что в эту дату происходило, что в этот день печатала, к примеру, «Ульяновская правда». В календаре уже заполнены все годы, но пока еще не все дни — работа продолжается. Кстати, вы тоже можете поучаствовать в проекте и прислать интересные фото и материалы из семейного архива, связанные с жизнью Симбирска-Ульяновска на почту ulgrad.ru@mail.ru.

Сейчас в проекте я работаю с краеведами, фотографами, которые присылают нам материалы, за что им большое спасибо! Основой нашего фотоархива стали снимки известного оператора и фотографа Бориса Тельнова. Мы с ним отсмотрели все его фото — а они запечатлели важные моменты советского периода истории Ульяновска. Борис Григорьевич рассказал о том, как и в какой ситуации они были сделаны, кто на них запечатлен. Эти личные воспоминания, прямая речь автора снимков — то, что запоминается больше всего.

— Что тебя вдохновляет? Как ты отбираешь объекты для своей будущей картины?

— Иногда мне кажется, что я на все смотрю с точки зрения будущей картины или наброска. Но такого, чтобы сразу бежать и зарисовывать — если это не пленэр — у меня нет. Оно крутится в голове, обрабатывается, ждет хорошего настроения. Именно оно мне нужно, чтобы приступить к работе, в плохом ничего не получается. Если я представляю, как это будет выглядеть в готовом виде, это означает, что уже можно приступать.

Но некоторые работы, например, из серии «Волжский свей», я рисую совсем по-другому. Песчаные берега, волжский ветер, дюны настолько переменчивы, что сразу заготовить в голове итоговую картину сложно. Вот тут и начинаются эксперименты: использование новых для меня цветов, грануляции, работа по-мокрому. Куда все это заведет, сразу сказать сложно, результат получается всегда разный и неожиданный для меня самой.

Справка 73online

Юлия Узрютова — художник, иллюстратор, фотограф, журналист федерального Агентства социальной информации, культуролог, преподаватель авторского мастер-класса «Рисуем город по памяти».

Окончила Факультет культуры и искусства УлГУ, прошла обучение во всероссийской Школе нового искусства. Автор проектов «Последние динозавры эпохи» и «Истории старого города».

Персональные выставки: «73», «Моя Италия», «Истории старого города», «Московская-Ленина. Выставка одной улицы». Акварели, скетчи и фотографии опубликованы в Международной Антологии You Will Remain, представлены в Музее современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург), на российско-германской фотовыставке Focus on East/Focus on West, на выставке-презентации городов литературы ЮНЕСКО в Рейкьявике и др., а также на выставке Международного фестиваля комиксов в Ангулеме (Франция).

Сайт художника, сообщество «Нарисованный Ульяновск. Городской дневник».

Виктория Чернышева