Спасательные работы начались слишком поздно. В оперативном штабе – неразбериха, в списках пострадавших - путаница. Супружеская пара из Ульяновска утонула на теплоходе. Шансов, что кто-то из пропавших без вести - остался в живых, нет. Родственники погибших винят власти и спасателей в трагедии. Ульяновские водолазы рискуют жизнью, поднимая тела с затонувшего судна.

Специальный корреспондент 73online.ru Сергей Красильников побывал на месте гибели теплохода «Булгария» и узнал, что скрывают о трагедии власти и официальная пресса.

Ульяновские водолазы рискуют жизнью, поднимая тела из затонувшего теплохода

Десять сотрудников МЧС из Ульяновска участвуют в спасательной операции. Операция лишь формально называется «спасательной». Шансов, что будут найдены живые пассажиры, - нет. Воздушных мешков, где люди могли бы спастись, на затонувшем судне не обнаружили. Видимость в воде нулевая, а быстрое течение и волнение на Волге могут перевернуть корабль.

По словам руководителя группы ульяновских спасателей Валерия Алтухова, на место аварии они прибыли вчера во второй половине дня и сразу же отправились на погружение: «В моей группе четыре человека – с областной службы спасения и шесть человек – из городского отряда спасателей. Работы ведутся круглосуточно. В такой мутной воде очень сложно работать. Ты должен найти на ощупь погибшего под водой, обнять его и вместе с ним всплыть наверх».

Всего на месте трагедии круглосуточно работают порядка 300 спасателей, из них – 60 водолазов. Им приходиться опускаться на двадцатиметровую глубину и почти на ощупь в мутной воде обыскивать каюты затонувшего судна. Эти каюты могут стать смертельной ловушкой для водолаза. Теплоход поделен спасателями на три сектора, каждый из которых обследуют буквально по сантиметру.

Те, кто погружался, говорят о высокой сложности работы не только с технической точки зрения, но и в психологическом плане. «Морально тяжело, трудно сдержать себя, когда понимаешь весь масштаб трагедии. Особенно страшно видеть погибших детей», - говорят спасатели.

Оперативный штаб расположен в порту. Работает полевая кухня, развернут мобильный госпиталь. Хотя, больше он напоминает морг. Сюда в большую зеленую палатку приносят тела утонувших пассажиров. Уставшие спасатели держатся из последних сил. «Все будет сделано», - подбадривают друг друга они.

Подплывают все новые суда с водолазами, привозят тела погибших пассажиров. На этот час найдены тела 63 погибших, среди них – дети. Спасти удалось лишь 79 из более чем 200 пассажиров. Пропали без вести – свыше 100 человек. Среди них – супружеская пара из Ульяновска: 52-летний Алексей Стеценко и его жена Людмила Буторина. В МЧС предполагают, что все они погибли.

«Шансов, что кто-то из пропавших без вести остался в живых, нет, - сообщает представитель оперативного штаба Марат Рахматуллин. - Вчера рано утром водолазы спускались и простукивали теплоход, обратного простукивания не было слышно. То есть вероятность того, что кто-то остался живой в воздушных карманах, даже теоретически не рассматривается».

Спастись удалось пяти ульяновцам – членам экипажа затонувшего теплохода. Одной из тех, кому посчастливилось спастись, стала жительница Новоспасского района - Руфина Алиева. Она вспоминает, что теплоход затонул в считанные минуты: «Мимо нас прошли 2 баржи, они видели, что судно тонет, но даже не пытались спасти. На борту «Булгарии» находились всего одна лодка и три шлюпки, которые рухнули на воду, когда корабль пошел ко дну. Я даже не помню, кто меня затащил в эту лодку, как рядом со мной оказался трехлетний мальчик, которого я прижала к себе, потому что он дрожал от страха и холода. Мы плыли, высматривали вокруг, людей, которых надо было спасать, затаскивали их в шлюпку, несмотря на то, что она была переполнена. Но через какое-то время уже никого над водой не было видно».

Супружеская пара из Ульяновска утонула на теплоходе «Булгария»

Это преподаватель истории из УлГУ 52-летний Алексей Стеценко и его жена, завкафедрой отечественной истории Сельхозакадемии Людмила Буторина. По словам коллег, оба - яркие личности, педагоги, историки. Фамилия Стеценко известна, пожалуй, половине ульяновцев. Его мать - Светлана Алексеевна всю свою жизнь преподавала на кафедре истории в Пединституте. Сын пошел по стопам родителей, работал в УлГУ и УГСХА. Не менее известным историком-краеведом была и Людмила Буторина. У них остались дочери погодки.

В штабе - неразбериха. В списках пострадавших - путаница. На сайте МЧС были указаны неправильные списки пострадавших в ходе крушения теплохода на Волге: перепутаны фамилии и данные ульяновских пассажиров злополучного рейса. Людмила Буторина названа «Бугориной» и жительницей Татарстана. А Стеценко значился в списках спасенных, но, к сожалению, он погиб. Путаницу удалось исправить на месте - в оперативном штабе.

Родственники погибших винят власти и спасателей в трагедии

Журналисты суетятся, перебегают от одного официального лица к другому и избегают недовольных ходом спасательных работ людей как прокаженных. Чиновники и силовики не скупятся на комплименты в адрес друг друга. Отчаявшиеся родственники погибших пассажиров винят во всем спасателей и власти.

«Как можно давать высокую оценку работе спасателей? То, что спасли 83 человека, - это заслуга корабля «Арабелла», - возмущается нерасторопностью спасательных служб Павел, у которого на затонувшем теплоходе остались мать, тетка и племянники. - Люди плавали там больше двух часов в ожидании спасателей. Никто не сообщал из служб родственникам о трагедии, я сам увидел в Интернете и поехал сюда. Никакой информации не было. Приехал в речпорт, там вообще ничего никто не говорит. МЧС в это время ничего не делало. Работа с родственниками никак не организована. Нас не информируют.

Как говорят спасшиеся, во время крушения шел дождь, никакой высокой волны не было - как тут пытаются лапшу на уши вешать, что был шторм. Просто шел дождь. Когда теплоход стал крениться в одну сторону, команда стала кричать – бежим на другой борт, люди побежали на другую сторону, стали цепляться за обшивку корабля, обшивка отрывалась, люди падали в воду и тонули».

Убитые горем родственники бродят по лагерю МЧС. Кто-то все еще надеется на чудо и рассказывает историю, что семнадцать человек якобы спаслись на острове. Мужчина подбегает к спасателям, он не может скрыть своих слез: «Вы не видели двух мальчиков-близнецов? Никто не видел моих мальчиков?».

Репортаж: Сергея Красильникова