Правильное питание – залог здоровья, а тем, кто приболел, тем более важно следить за рационом. Не секрет, что некоторые продукты способны поставить на ноги, а другие только усугубляют состояние больного. Сотрудники компании «Торговый дом СПП», которые занимаются организацией питания во многих больницах Ульяновской области, следят, чтобы пациенты получали все необходимые витамины и микроэлементы.

Организация питания в лечебных учреждениях – это сложный, многоступенчатый процесс и права на ошибку на любом этапе нет. Нужно выстраивать специальный, а часто индивидуальный режим питания. О том, как организован процесс, рассказывает руководитель отдела контроля качества компании «Торговый дом СПП» Оксана Абашина.

- Оксана Эдуардовна, для различных групп пациентов нужно создавать разные меню. Как контролируется формирование того или иного «стола»?

- Меню разрабатывается особое для каждого вида заболеваний. Например, существует «стол» для больных сахарным диабетом. Для пациентов кардиологии – с ограничением потреблением соли. Послеоперационный и зондовый столы, когда больному нельзя вообще ничего, кроме бульончика. Кроме того, есть порядка шести вариантов диет, блюда для которых нужно готовить строго по утвержденной технологии, из определенного набора продуктов, зафиксированного приказом министра здравоохранения. Диетическое питание – под особым вниманием целого штата диетсестер, которые работают при всех больничных пищеблоках каждый день. И они – только один из этапов многоступенчатого контроля качества.

- Что такое многоступенчатый контроль качества?

- Он начинается еще с процедуры закупок. Прежде чем поставщики привезут продукцию, ее отрабатывают наши технологи, которые направляют предложенные продукты на исследования в аккредитованную независимую лабораторию. Только после получения экспертного заключения мы принимаем решение, работать с тем или иным поставщиком или нет.

- Решение принято, договор заключен, продукты доставлены. Что дальше?

- Прежде чем принять продукты, необходимо проверить сопроводительные документы и сертификаты, всесторонне оценить все условия доставки. Важна температура хранения при транспортировке, соответствие машины поставщика требованиям для перевозки пищевых продуктов. Наши специалисты проверяют, когда в последний раз проводилась санобработка транспорта, есть ли медицинские книжки и спецодежда у водителя и экспедиторов. Проверяются органолептические свойства продукции – запах, цвет. Вообще, в процедуре контроля качества задействованы все наши сотрудники - завпроизводством, технологи, кладовщики, повара. Создан отдел контроля качества.

- Что он из себя представляет отдел контроля качества??

- В нем работают квалифицированные специалисты – санитарные врачи и технологи по образованию, которые прошли дополнительное специальное обучение. Отдел контроля качества «Торгового дома СПП» занимается обучением персонала, сопровождением проверок внешних организаций и, конечно, контролем наших площадок. Менеджеры выходят на них по собственному графику. Для них разработана специальная автоматизированная программа, в которую заложены все требования: к хранению продуктов, к организации производственного процесса, к инвентарю. Менеджер, осматривая объект по чек-листу фиксирует все. Проверяет сроки хранения продуктов, мониторинг температурных режимов в холодильных камерах и на сухих складах. Контролирует присутствие на всех продуктах ярлыков, товарное соседство и условия хранения сырья. Далее передвигается на кухню, где смотрит на санитарное состояние цехов. Конечно, контролируется состояние сотрудников, как они исполняют требования личной гигиены, в порядке ли спецодежда. Менеджер проверяет исправность оборудования, маркировку и хранение инвентаря, качество санобработки и сушки. Процесс приготовления блюд сверяется с технологическими картами. В компании разработана программа производственного контроля, которая касается лабораторного исследования сырья, готовых блюд и продукции.

- Предположим, проверка прошла. Что дальше?

- Программа автоматически отправляет информацию всем заинтересованным лицам – и руководителю направления, и операционному директору, и руководителю отдела закупок. Отчет сразу падает в электронную почту. В режиме онлайн можно понять, что происходит на объекте. Если выявлено несоответствие, сразу принимается решение о мерах реагирования.

Качество готового блюда проверяется специально формируемой бракеражной комиссией, в которую входят представители заказчика – как правило, дежурный врач и диетсестра. С каждого блюда снимается проба и только потом члены комиссии дают разрешение на раздачу. Кстати, отдельным этапом многоступенчатого контроля качества можно назвать и отзывы больных. Мы специально приходим к ним в палаты, чтобы узнать, насколько им нравится или не нравится наше меню, анкетируем и просто слушаем отзывы. Главврачи тоже принимают участие в оценке качества нашей работы.

«Торговый дом СПП» - один из самых крупных поставщиков услуг социального питания в Ульяновской области. По итогам проведенных конкурсов компания заключила договоры на организацию питания пациентов пяти крупнейших лечебных учреждений, учеников 43 ульяновских школ, воспитанников 92 детсадов, солдат всех воинских частей города и в виде производственного кейтеринга – сотрудников УАЗа. Многоступенчатый контроль качества ведется на каждом объекте. реклама