Для большинства жителей Ульяновска пожары в соборе Парижской Богоматери и в Свято-Троицком соборе равноценны, показал опрос центра социологических и маркетинговых исследований «Артефакт». При этом об уничтожении соборов сожалеют как мужчины, так и женщины, молодые и взрослые, верующие и неверующие.

В апреле социологи МЦ «Артефакт» по заказу 73online.ru провели опрос об отношении ульяновцев к одному из главных происшествий планетарного масштаба – пожару в соборе Парижской Богоматери – и соотнесении его с пожаром в ульяновском Свято-Троицком соборе в 1938 году. Вечером 15 апреля в столице Пятой Республики вспыхнул находящийся на реставрации собор Нотр-Дам-де-Пари – шедевр архитектуры и один из символов Франции. Символ веры католиков, культурное наследие человечества. Нотр-Дам простоял тысячу лет, а сгорел за несколько часов. Не менее трагична судьба Троицкого собора, построенного в 1841 году на Соборной площади Симбирска в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года. Он горел несколько раз, пока окончательно не был уничтожен советской властью в 1936 году (по другим данным – 1938-м).

Опрос показал, что утрата обоих соборов является важным событием для 36% респондентов. В то же время почти поровну разделились мнения тех, кто считает утратой только собор в Париже (20,2%) или только собор в Ульяновске (21,2%). В совокупности же 77,3% жителей города неравнодушны к разрушению обоих объектов: как локального, так и мирового масштаба. «Никакая утрата не важна» указали 22,7% респондентов.

Социологи «Артефакта» отмечают, что по полу и возрасту ответы распределились так же, как и по всей выборке, разве что равнодушие к пожарам в соборах проявили больше мужчин, чем женщин (28,5% против 18,5%), и респонденты в возрасте от 45 до 54 лет (27,8%).

При ответе на вопрос, какой из двух соборов нужно восстановить, мнения большинства респондентов разделились на два лагеря: около трети (27,8%) указали, что «ничего восстанавливать не нужно», почти столько же (27,3%) считают, что «нужно восстановить собор в Ульяновске». Немногим более четверти опрошенных отметили, что восстанавливать нужно оба собора (25,8%). Доля тех, кто высказался за восстановление собора в Париже, ниже – 19%.

Интерпретируя результаты опроса, социологи «Артефакта» выделяют два момента. Во-первых, большинство опрошенных (85,5%) считают себя верующими, а разрушение храма для сколько-нибудь верующего человека – это тяжелая и серьезная утрата, даже если этот храм принадлежит другой религиозной конфессии или расположен на территории другого государства.

Мария Новикова- Во-вторых, оба объекта – и Нотр-Дам-де-Пари, и Свято-Троицкий Собор – объекты не только религиозного, но и культурного, исторического наследия. Собор Парижской Богоматери нашел свое отображение в мировых художественных произведениях, которые знакомы если не всем, то множеству наших сограждан, в том числе и ульяновцам. Свято-Троицкий Собор был построен в честь победы в Отечественной войне 1812 года, а разрушен, как и многие храмы на территории России, в годы становления и распространения советской власти, этот собор является неотъемлемой частью истории нашей Родины, - отмечает директор центра социологических и маркетинговых исследований «Артефакт» Мария Новикова.

Об ощущении важности этих объектов в контексте культурно-религиозного наследия говорили и «верующие», и «неверующие», подчеркивает Новикова. Таким образом, оба объекта – и собор в Париже, и собор в Ульяновске – равноценно дороги большинству горожан.

Справка:

В исследовании приняли участие жители Ульяновска обоего пола в возрасте от 18 лет, опрошенные в разных районах города. Все участники опроса постоянно проживают в Ульяновске и не принимали участия в социологических и маркетинговых исследованиях в течение последних 6 месяцев. Объем выборки исследования – 600 человек.

Кирилл Биджанов

Инфографика: 73online.ru